
Единые правила — это документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих Единым правилам.
Единые правила устанавливают способы и механизмы для урегулирования правоотношений с участием потребителей и бизнеса и направлены на обеспечение равной правовой защиты потребителей на территориях государств-участников.
Основные положения и особенности Единых правил:
- Расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца;
- В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены физ. лица, не обладающие статусом ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги и продающие товары потребителям, а также поставщики — оптовые продавцы. Это может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение.
- Введено общее понятие «продукция» для всех объектов потребительских правоотношений. Продукция — это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
- Правила полностью освобождают потребителей от оплаты госпошлины, независимо от суммы иска. Раньше, при сумме иска свыше миллиона рублей, размер госпошлины уменьшался на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска в один миллион.
- Революционно изменился предельный срок устранения недостатка (гарантийный ремонт). Согласно действующему Закону, допускалось устранять недостаток в пределах 45 дней, новые Правила, устанавливают, что срок устранения не должен быть дольше 14 дней.
- Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7-дней.
- Расширена сфера ответственности маркетплейсов, которые теперь обязаны обеспечить соблюдение требований Правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке.