В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Законом предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которая возлагается:
- на государственных и муниципальных служащих;
- на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Социальном фонде России, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя, работодателю.
Порядок уведомления о личной заинтересованности для государственных гражданских служащих закреплен в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а для муниципальных служащих - в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности: увольнение с утратой доверия, предупреждение о неполном должностном соответствии, выговор, замечание.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Западно-Сибирской транспортной прокуратурой за 2023-2024 гг. выявлено свыше 750 нарушений закона, в целях устранения которых внесено более 1 тыс. актов прокурорского реагирования. Вследствие принятых прокурорами мер порядка 450 лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, в том числе трое должностных лиц за совершение серьезных коррупционных правонарушений уволены с государственной службы по основанию «утрата доверия».
Правоохранительными органами на транспорте и таможенными органами Западной Сибири выявлено свыше 300 преступлений коррупционной направленности, основную часть из которых составляют факты дачи и получения взяток и коммерческого подкупа. Общий размер переданных незаконных денежных вознаграждений превысил 8,5 млн рублей.