Самые популярные схемы мошенничества:
- Сообщения о чрезвычайных ситуациях. Угроза безопасности.
Эта уловка задействована на эмоциональное состояние человека. Вас уведомляют о попытке взлома банковского счета. Мошенники от имени службы безопасности банка рекомендуют перевести сбережения на определенные реквизиты, якобы для защиты денег, в результате чего жертва теряет свои накопления. - Онлайн-знакомства или «кэт-фишинг».
Аферисты в соцсетях с аккаунта привлекаемого мужчины или женщины знакомятся с противоположным полом. И когда контакт с жертвой уже налажен, начинают выманивать деньги. - Лжеблаготворительные акции.
Мошенники создают аккаунты благотворительных проектов и фондов и начинают от их имени сборы на лечение детей, помощь животным и т. д. Зачастую они используют фото реальных людей, которым необходима помощь, однако собранные средства до нуждающихся не доходят. - Онлайн-магазины.
Продажа несуществующего товара или товара, не обладающего заявленными характеристиками. Покупатель, видя привлекательную цену, стремится воспользоваться предложением и переводит деньги в адрес интернет-магазина или частного продавца. В лучшем случае он получит продукцию, не соответствующую заказу, а в худшем — останется и без денег, и без посылки. - Взлом аккаунта.
Многие соцсети предлагают своим пользователям привязать банковскую карту для осуществления платежей внутри платформы. Мошенники взламывают такие аккаунты и выводят деньги с банковской карты. - Ложные предложения о работе.
Предложения об удаленной работе под видом корпоративных рассылок. Такие сообщения могут иметь вид приглашения принять участие в Zoom-конференции. Так мошенники заставляют перейти по небезопасным ссылкам или заполнить платную анкету, оплатить взнос или приобрести некие продукты за свой счет, чтобы стать сотрудником проекта.
Как не стать жертвой мошенников в социальных сетях?
-
Никому не сообщайте данные паспорта, банковской карты, коды и другие персональные данные
-
Никогда не переходите по подозрительным ссылкам, особенно если их прислали незнакомые люди
-
Не соглашайтесь обсуждать детали покупки или продажи в сторонних мессенджерах
-
Настаивайте на оплату товара после его прибытия, не соглашайтесь на предоплату, особенно — переводом на карту
-
Остерегайтесь слишком выгодных предложений
-
Обращайте внимание на дату регистрации профиля: если аккаунт создан 1—2 месяца назад, это могут быть мошенники
-
С подозрением относитесь к аккаунтам, у которых мало или совсем нет отзывов и которые ничего еще не продавали
-
Чтобы обезопасить себя от взлома аккаунта создавайте сложные пароли, используя цифры, символы, а также прописные и заглавные буквы
-
При входе на свою страницу, где необходимо ввести данные, всегда смотрите на адрес сайта в поисковой строке браузера. Если он отличается от оригинального знаком или одной буквой, он является фальшивым
-
Не доверяйте всем письмам и сообщениям в чатах. Обращайте внимание на то, как написан текст, а также смотрите на адрес, с которого пришло письмо
-
Устанавливайте приложения только из официальных источников
Если вы стали жертвой интернет-мошенников необходимо обратиться в следующие инстанции:
-
в Банк (блокировка, перевыпуск карты);
-
в Роскомнадзор (киберпреступления, сбор персональных данных);
-
в Роспотребнадзор (ассортимент, качество товара);
-
в полицию (мошеннические действия в сети, угрозы);
-
в суд (с требованием возмещении ущерба).